Августовский классицизм

9 июня 2014 - Администратор
АВГУСТОВСКИЙ, или РИМСКИЙ КЛАССИЦИЗМ (см. Классицизм) - историко-региональный стиль античного искусства. Получил развитие в годы относительного благополучия, мира и процветания римской империи, «золотого века» правления императора Октавиана, прозванного Августом (лат. Augustus - высокий, священный, великий), 27 г. до н. э.- 14 г. н. э.
Этот период называется «принципатом Августа», так как император объявил себя «принцепсом» (лат. princeps) - первым в сенатских списках. В период правления Октавиана Августа развитие искусства проходило под знаком канонизации достижений древнегреческой культуры V в. до н. э., времени Перикла и Фидия (см. Перикла Век). «Античная традиция считала «Божественного Августа» самым счастливым из всех римских императоров» (Федорова Е. Императорский Рим в лицах. М.: Изд. МГУ, 1979, с. 69). Заведенный им государственный порядок казался устойчивым. Однако Ж. Ле Гофф назвал время Августа «шедевром консерватизма».
Это были годы расцвета неоаттической школы в скульптуре, мастера которой копировали шедевры древнегреческой стилистики. В архитектуре также эксплуатировались достижения прошлого, хотя внешне демонстрировались черты обновления. Римский историк Светоний говорил, что Август «принял Рим кирпичным, а оставил мраморным». Император восстанавливал старые и посвящал римским богам новые храмы. В это время работал классик архитектуры Марк Витрувий Поллион, канонизировавший греческую ордерную систему (см. античное искусство). В Риме возводились знаменитые Термы Агриппы и было начато строительство нового Форума, названного Форумом Августа. Свой знаменитый трактат «Десять книг о строительном искусстве» (28 г. до н. э.) Витрувий посвятил Августу.
Типичной чертой римской архитектуры стало соединение греческой ордерной системы, приобретавшей чисто декоративное значение, с аркадой из кирпича и бетона - так называемой «римской ячейки». Широкое распространение декоративных росписей в интерьерах жилых домов также относится к этому времени (см. помпейский, помпеянский стиль). На монетах, геммах и других изделиях тиражировались изображения Божественного Августа вместе с Венерой и Марсом в образе Юпитера. Статуи Августа с атрибутами Юпитера демонстрировали черты академического классицизма. При Августе осуществлял свою деятельность Гай Цильний Меценат, литературному кружку которого покровительствовал сам император. В скульптуре и живописи идеалом художественного стиля считалась изысканность, чистота линий «красивость формы» и монументальность. Этот период развития римского искусства стал классическим образцом для последующей, позднеримской культуры, поэтому и получил название августовского классицизма (сравн. античный классицизм).
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий