Античное искусство - базовые греческие ордера

9 июня 2014 - Администратор
Среди греческих ордеров выделяются тpи основных типа: дорический, ионический и коринфский. Их характер ассоциируется с основными ладами античной теории музыки, сформулированными Аристотелем: «строгим дорийским, печальным лидийским, радостным ионийским...» Пропорции колонн и форма капителей дорического ордера выражают мощный и тяжелый характер, ионического - мягкий и утонченный, капитель коринфского - наиболее декоративна. По словам М. Витрувия, в «дорическом ордере греки видели пропорцию, крепость и красоту мужского тела, в ионическом - грациозность женщины, а колонну коринфского стиля создавали в подражание девичьей стройности».
Стихийный греческий антропоморфизм был канонизирован древнеримским архитектором и теоретиком Витрувием, а в эпоху Итальянского Возрождения, когда художники вновь обратились к античности, был еще в большей степени опоэтизирован в формулировке Л. Пачьоли: «Капитель ионической колонны получается меланхолической... Волюты ее по сторонам завиваются вниз, к длине колонны, как у дам, находящихся в горести, со спутанными волосами. Коринфская же колонна имеет капитель приподнятую и украшенную листьями и волютами... наподобие девушек благородных, веселых и украшенных венками». Эта трогательная сентенция лучше всего иллюстрирует классическое значение антропоморфизма древнегреческой архитектуры.

Развитие античного искусства происходило от строгого и лаконичного дорийского стиля к свободе Века Перикла, мягкому ионийскому стилю и пышному коринфскому. В греческой вазописи и, вероятно, в монументальных декоративных росписях повторялась та же эволюция стиля: от предельно тектонического геометрического, через «строгий» краснофигурный к «роскошному», своей композиционной свободой игнорирующего всякие конструктивные закономерности. Еще в архаических статуях ионийский вкус, перенесенный в Элладу из Малой Азии, проявился своеобразной трактовке мелких завитков волос, орнаментированных складок одежд и яркой раскраске, а дорийский - в энергии, мощи и экспрессии фигур. Именно это соединение, судя по всему, придало мощный импульс развитию геометрического стиля греческой архаики.
Показательны в этом отношении скульптурные композиции фронтонов храма в Эгине (см. эгинская школа). Западный, более ранний (512-500 гг. до н. э.), и восточный, более поздний фронтон (480-470 гг. до н. э.) показывают, как композиция скульптур постепенно обретала все большую независимость от архитектуры, теряла тектоническую связанность с колоннадой портика и получала свободу движения. В храме Зевса в Олимпии (470-456 гг. до н. э.) эта свобода еще более заметна, так как дополняется разнообразием поворотов, ракурсов и движением фигур в глубину, в третьем измерении. В колоннах афинского Парфенона (447-432 гг. до н. э.) дорический ордер становится настолько утонченным - в нем начинает преобладать не образ сопротивления тяжести, а легкое движение вверх,- что совершенно естественно дополняется ионическим фризом целлы, а внутри колоннами с ионическими капителями.

Ионийский стиль проникал в Афины в течение длительного времени с берегов Малой Азии через острова Эгейского моря не без влияния эолийского и крито-микенского искусства. Ионические волюты, зофорный фриз (греч. zoophoron - «место для размещения» от phero - произвожу, размещаю - полоса фриза опоясывающая здание ионического ордера, служила местом размещения рельефа или росписи) и, наконец, кариатиды - все эти элементы ионийского искусства уже были известны ранее в построенной ионянами острова Сифнос сокровищницы в Дельфах. В ионической колоннаде исчезает всякое выражение сопротивления силе тяжести. Колонны стоят стройными тесными рядами, свободные от видимых усилий. Архитравы и фронтоны становятся предельно легкими. Все это создает ощущение приподнятости и праздничной легкости. Глаз уже не различает работы конструкции. Непрерывная лента фриза и архитрав, расчлененный на три ступени, маскируют конструктивное значение этих элементов, в отличие от чередующихся триглифов и метоп дорического ордера, которые его подчеркивают.

Смена дорийского стиля ионийским в античном искусстве представляет собой историческую параллель перехода гегемонии от Спарты к Афинам. Спартанцы были воплощением древнего дорийского духа Эллады, афиняне - более подвержены ионийскому влиянию. Пластическая свобода фронтонных композиций в Век Перикла совершенно разрушила тектонику ранней греческой архитектуры. Появление кариатид в Эрехтейоне Афинского Акрополя лучше всего завершает давнее стремление греков сделать колонну как можно более пластичной, легкой и изящной - до тех пор, пока ее не отставили совсем и не заменили наиболее подходящей для этих целей формой человеческой фигуры.
Нечто похожее происходило и в античной вазописи. В формах и росписи ваз целесообразная, конструктивная выразительность постепенно заменялась пластической, живописной. Только один пример: в чашах-киликах чернофигурного стиля ножка и емкость строго расчленены. Внутри место, где прикрепляется ножка, отмечалось маленьким кругом. Но постепенно, в период вытеснения чернофигурного стиля росписи , краснофигурным, этот круг стал утрачивать свою тектоническую функцию, увеличивался в размерах и затем окончательно превратился в обрамление сложных сюжетных изображений, ставших одним из наиболее ярких примеров античной декоративной росписи. Подобный переход от тектонически связанной формы к пластически свободной составляет главную тенденцию развития античного искусства во всех его видах.

В эпоху Александра Македонского преобладающее значение получает еще более деструктивный, стиль - коринфский. Ведь коринфская капитель - это изображение в камне корзины или букета с листьями аканта, на которые опереть ничего нельзя. Знаменитый Памятник Лисикрата (334 г. до н. э.) - типичный пример абсолютно нефункционального и, с конструктивной точки зрения, ложного архитектурного сооружения, рассчитанного лишь на внешнее впечатление монументальности. Стена ничего не несет, а колонны приставлены к ней для красоты. Таковы тенденции позднего греческого искусства (см. эллинизма искусство). Коринфский ордер не случайно наиболее широко использовался римлянами в неконструктивных, чисто декоративных целях.
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий