Александровский классицизм

9 июня 2014 - Администратор
АЛЕКСАНДРОВСКИЙ КЛАССИЦИЗМ (см. Классицизм) - историко-региональный стиль русского классицизма начала XIX в. по имени одного из самых выдающихся государей императора Александра I Павловича (1801-1825), человека выдающихся способностей, чрезвычайной образованности и высоких нравственных идеалов, «ангела, дарованного России», как его тогда называли. Александр воспитывался швейцарским французом Лагарпом, республиканцем и демократом, в духе идеалов свободы древних греков и римлян. Друзьями императора были молодые, прогрессивно мыслящие, воспитанные во Франции дворяне: граф П. Строганов, В. Кочубей. Сразу же по восшествии на престол Александр объявил, что будет царствовать «по закону и по сердцу» своей августейшей бабки Екатерины Великой и продолжит ее выдающиеся начинания, в области искусства известные под названием екатерининский классицизм. «Дней александровых прекрасное начало» воспел А. Пушкин. Даже неистовый А. Герцен, клеймивший всю династию Романовых, сделал для «Александра Благословенного» исключение и называл его добрым мечтателем. Н. Бердяев считал «Пушкина и александровскую эпоху» вершиной русской культуры.
По характеристике В. Ключевского, Александру «досталось амплуа романтически-мечтательного и байронически-разочарованного Гамлета... с обильным запасом величавых античных образов и самоновейших политических идей вступил Александр в действительную жизнь». Молодому императору было суждено сыграть роль «доброго вестника» новых идей, в том числе и в искусстве и, прежде всего, в архитектуре Петербурга.
Возникновение и художественная особенность стиля александровского классицизма состояли в последовательном проникновении вглубь веков: от открытий Геркуланума и Помпей, вдохновлявших художников предшествовавшей эпохи, через изучение Палладио и Витрувия к развалинам древнегреческих храмов Пестума и Сицилии, и, еще далее, вплоть до Египта.
Главным было стремление к наивозможной простоте, ясности, монументальности. Если екатерининский классицизм, по словам знатока русской архитектуры И. Грабаря, «черпал свое вдохновение в формах римского искусства, и эти формы сохраняли свое обаяние и в царствование Павла», то с воцарением Александра I «решающее значение получили формы Древней Греции, притом Греции архаической... VI и V веков. От архаизма греческого был один только шаг до Египта, влияние которого также не замедлило сказаться». В моду входили колонны мощного и строгого дорического ордера храма Посейдона в Пестуме вместо распространенных ранее коринфских. Именно в стиле пестумского храма было выстроено одно из первых зданий александровского времени в Петербурге - Горный институт А. Воронихина с монументальными скульптурными группами, изображающими поединок Геракла с Антеем и «Похищение Прозерпины» по моделям С. Пименова и В. Демут-Малиновского (1806-1808).

Главной особенностью архитектуры александровского классицизма стала простота и даже аскетизм. Ни одно здание в Петербурге не могло быть построено без личного «апробирования» чертежей самим императором, который прекрасно разбирался в архитектуре. Как и его великая бабка, Александр был обуреваем страстью к строительству. В его царствование была построена значительная часть выдающихся памятников архитектуры «Северной Пальмиры». Роль Александра в формировании классического облика Петербурга многие сравнивали с ролью Перикла в строительстве Афинского Акрополя (сравн. Перикла Век). Наряду с постройками А. Воронихина - Горным институтом и Казанским собором (1801-1811), крупнейшими памятниками александровского классицизма являются ансамбль стрелки Васильевского острова с зданием Биржи и ростральными колоннами по проекту Тома де Томона (1804-1816) и Главное Адмиралтейство А. Захарова (1806-1823). С возведением этих грандиозных ансамблей центр города получил законченный образ. Его «главным проспектом» стала сама Нева, а центральной площадью - ее наиболее широкое течение, в том месте, где она разделяется на два рукава, между Петропавловской крепостью, Зимним дворцом, зданием Биржи и Адмиралтейством. Впервые в петербургской архитектуре возник ансамбль такого широкого пространственного звучания. Серое петербургское небо, золоченые шпили Петропавловской крепости и Адмиралтейства, горизонтали набережных, вертикали ростральных колонн, дорической колоннады Биржи - все это соединилось в небывалую по размаху композицию, подобной которой нет нигде в мире.
Именно император Александр в 1816 г. пригласил на русскую службу О. Монферрана, будущего строителя огромного Исаакиевского собора и Александровской колонны в Петербурге. Александру принадлежала идея возведения в Москве на Воробьевых горах храма-памятника Христу Спасителю в память об избавлении от наполеоновского нашествия, первоначально по проекту А. Витберга, построенного позднее К. Тоном. Характерная черта александровского классицизма - определяющая роль французского влияния. Война с Наполеоном, вероятно, ничуть не повлияла на художественные пристрастия Александра. Работавший в Петербурге с 1799 г. Тома де Томон был представителем школы французского Неоклассицизма. На первых порах он беззастенчиво присваивал себе проекты зодчих Парижской Академии архитектуры, и выдавал их за свои, подделывая подписи. Именно таким образом родился проект знаменитого ансамбля Биржи. А. Захаров также получил архитектурное образование в Париже. Известно, что на обоих зодчих оказало влияние творчество К.-Н. Леду. Но уникальные градостроительные возможности, характер северного пейзажа, петербургский стиль и светлая атмосфера александровского классицизма сделали свое дело. Если во Франции «естественное развитие классицизма было прервано холодной диктатурой Ампира» наполеоновского времени, то с наступлением «золотого века» Александра в «Петербурге,- как пишет И. Грабарь, продолжается дело, прерванное во Франции, и происходит дальнейшее развитие блестящих французских идей». Еще с 1779 г. в Петербурге начал работать палладианец Дж. Кваренги. В 1817 г. перед возведенным им зданием Конногвардейского манежа были установлены статуи Диоскуров П. Трискорни, по образцу античных, стоящих перед Квиринальским дворцом в Риме.

В дальнейшем, после окончания войны 1812 г., период александровского классицизма в русской архитектуре стал перерастать в русский ампир К. Росси и В. Стасова. С александровской эпохой связано обновление Петербургской Академии художеств, деятельность ее президента А. Оленина и движение «национального романтизма» по укреплению национальных традиций русского искусства.
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий